В ОАО «Российские железные дороги» произошли значительные изменения: обновился подвижной состав, внедряются инновационные решения, вводятся новые скоростные маршруты, объёмы перевозок достигли рекордных показателей. О векторах развития холдинга «РЖД» и карьере его руководителя — в нашем материале.
Семья
Родился в 1969 году в Вентспилсе (Латвийская ССР) в семье врачей. Его родители — Валентин Борисович и Леонила Кирилловна — работали в медучреждениях портового города.
В 1986-м Олег окончил вентспилсскую школу №2, во время учёбы установил школьный рекорд в спринте на 400 метров. Олегу была интересна средневековая история.
В молодости вместе с семьёй отправился в путешествие по республике на поезде. «Ночью ехали, а днём ходили на экскурсии», — вспоминает Белозёров.
По его словам, в родном городе «рельсы со шпалами можно было встретить чаще», чем увидеть самолёт — в вентспилсский порт грузы доставлялись железнодорожным транспортом. На автобусах почти не ездил, хоть они и ходили с завидной регулярностью, потому что «в вагоне удобнее». Позже, будучи студентом, часто ездил из Ленинграда к родителям в Латвию. После чего назовёт железнодорожную систему «дорогой домой».
Впоследствии родители будущего главы «Российских железных дорог» Валентин Белозёров и Леонила Кирилловна переехали в Россию. Квартиру в Санкт-Петербурге им приобрел сын.
Образование и учёная степень
В 1986 году получил школьный аттестат и поступил в Ленинградский финансово-экономический институт им. Н. А. Вознесенского, где учился по специальности «Экономист». Отслужил срочную службу (тогда студентов могли призвать в период обучения). Через год вернулся в вуз и заочно окончил его в 1992-м.
Спустя 13 лет после получения диплома ему была присвоена учёная степень кандидата экономических наук.
Карьера до РЖД
На четвёртом курсе обучения Олег Белозёров устроился в молодёжно-технический центр «Гран», позднее возглавил организацию. В 1998 году начал работать на крупном предприятии «Ленэнерго», где сменил несколько должностей. Спустя два года перешёл в «Грузовое автотранспортное предприятие №21».
В дальнейшем Белозёров работал в следующих организациях:
- аппарат полномочного представителя Президента РФ в СЗФО;
- «ЛОМО»;
- «РТК»;
- Росавтодор;
- Минтранс РФ.
Железные дороги при Белозёрове
Возглавил ОАО «Российские железные дороги» в августе 2015 года и сразу обозначил ключевые векторы развития госкомпании: оптимизация расходов, повышение энергоэффективности и инновационный подход. Уже в 2016-м под руководством Белозёрова организация увеличила чистую прибыль в 12 раз (до 3,7 млрд рублей).
В 2016 году Белозёрову удалось добиться открытия в обозначенные сроки Московского центрального кольца (МЦК) — внутригородской системы движения электропоездов. С ряда станций МЦК есть возможность сделать пересадку на метро или на авиаэкспресс в один из столичных аэропортов. К 2019 году магистраль перевозила уже около 500 тысяч пассажиров ежесуточно. Один из вариантов увеличения пропускной способности системы — ввод на линию двухэтажных составов.
В ноябре 2016 года начал свою работу Центр управления перевозками Восточного полигона РЖД. Задача Центра — регулирование процессов перевозок на полигонах Красноярской, Дальневосточной, Забайкальской и Восточно-Сибирской железных дорог. Также он отвечает за контроль тяговых ресурсов, планирование ремонтных работ, развитие инфраструктуры. Деятельность Центра напрямую влияет на работу всей сети.
По итогам 2017 года были выделены следующие тенденции:
- высокая индексация грузовых ж/д тарифов (9%);
- рост производительности труда на 10%;
- возврат грузов с автотранспорта на ж/д;
- снижение транспортных происшествий на 38%;
- значительные вложения в модернизацию инфраструктуры;
- увеличение глубины продаж билетов на пассажирские поезда с 45 до 90 суток.
В феврале 2017-го Белозёров обратился к правительству Российской Федерации с просьбой изменить наименование занимаемой им должности на «генеральный директор — председатель правления». Такое решение объяснялось желанием соответствовать современным международным корпоративным стандартам управления. Просьба была удовлетворена. Также увеличился срок полномочий руководителя компании — его продлили на два года до 5 лет.
Белозёрову удалось принять участие в реализации ещё одного масштабного инфраструктурного проекта. Он стал одним из инициаторов проектирования Московских центральных диаметров. Это система железнодорожного сообщения, соединяющая разные районы Московской области с целым рядом остановок в самой Москве (на части из них можно сделать пересадку на станции метрополитена или МЦК). Введена в эксплуатацию в 2019 году. Пока действуют два диаметра, предполагается, что всего их будет пять.
В 2020-м в РЖД активизировали туристическое направление деятельности компании. Были введены специальные поезда для туристов с широкой маршрутной сетью. Организовывались как туры на выходные или праздничные дни (например, поездка из Москвы в Карелию), так и более продолжительные поездки (один из вариантов — поездка из столицы РФ на Черное море, оттуда на Каспийское побережье с остановками в различных городах). Услуга стала очень востребованной.
За последние 5 лет существенно обновился подвижной состав РЖД. В регионах появились скоростные «Ласточки».
В марте этого года полномочия действующего главы РЖД были продлены до 2026 года. Соответствующее решение выпустил председатель правительства.